Кристоф Вальц (Christoph Waltz) / Биография
Кристоф Вальц (нем. Christoph Waltz; р. 4 октября 1956, Вена, Австрия) — австрийский актер.
Биография
Родился в семье кинематографистов (родители Вальца были художниками по костюмам). Окончил театральный семинар имени Макса Райнхардта (собственно актёрский факультет Венского университета музыки и театра), затем учился в Нью-Йорке в институте Ли Страсберга. В начале карьеры агент Вальца предостерегал его от участия в американских проектах, напоминая, что в Голливуде австрийский актер всю оставшуюся жизнь будет вынужден играть нацистов в фильмах о войне. С конца 1970-х годов широко снимался в различных телесериалах, по большей части детективных. Сыграл небольшую роль в фильме Кшиштофа Занусси «Жизнь за жизнь» (1991).
«Бесславные ублюдки»
В фокус внимания публики и специалистов, тем не менее, Вальц попал лишь в 2009 году[источник не указан 139 дней] в роли штандартенфюрера СС Ганса Ланды в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. За эту роль он был признан лучшим актёром на Каннском кинофестивале 2009 года, а в январе 2010 года удостоен премии «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. Также за эту роль получил премию Американской Ассоциации кинокритиков, кинопремию Американской Гильдии киноактёров, премии Оскар и BAFTA как лучший актёр второго плана[1]. Вспоминая о своем персонаже, Кристоф Вальц говорил:[2] Для меня Ланда особенно интересен тем, что он абсолютно цельный персонаж, в нем множество разнородных черт, но все они гармонично соединены. Это единство меня и поразило. Ланда — не скучный постмодернистский, мозаичный персонаж, а живой человек с ярким характером и нестандартными умственными способностями. В процессе съемок я был буквально заворожен разнообразием языков, на которых мне приходилось говорить. Причем я думал не о языках как таковых, а о том, как они соотносятся с личностью моего персонажа, как влияют на него. Почему Ланда использует столько языков и почему в определенные моменты он резко переходит с одного на другой? Это очень интересный феномен. Здесь отражен перформативный аспект языка, то, как с его помощью можно создавать целый мир. Один человек сказал мне, что для него «Бесславные ублюдки» — фактически фильм о языковом разнообразии. Эта картина показывает, на что способен язык в целом и киноязык в частности. Для меня «Бесславные ублюдки», в которых события второй мировой явно искажены, — своеобразный ответ недавно прошедшей волне псевдореалистических фильмов о войне и нацистах, многие из которых были сняты в Германии. Честно говоря, когда я впервые прочел сценарий, меня тоже одолели сомнения. Казалось просто нелепым снимать такую картину. Признаюсь, я даже подумал: «Они что там, с ума все посходили?» Я поделился этими мыслями со своим агентом, на что он ответил: «Да, да, я тебя понимаю. Но прочти сценарий еще раз и не забывай, что его снимает Тарантино». Я пошел, купил все фильмы Квентина и пересмотрел их. И только после этого понял, что упустил из внимания главное. Фильмы Квентина — не просто развлечение, они настоящие произведения искусства. В них режиссер раскрывает возможности киноязыка, использует разные приемы и доказывает, что кино — поистине одно из самых богатых и выразительных искусств. Осознав это, я снова прочел