Дэвид Боуи (David Bowie) / Биография
Дэвид Боуи (англ. David Bowie, настоящее имя Дэвид Роберт Джонс, англ. David Robert Jones; род. 8 января 1947, Лондон) — британский рок-музыкант, певец, продюсер, звукорежиссёр, композитор, автор песен, художник, актёр. На протяжении пятидесяти лет занимается музыкальным творчеством и часто меняет имидж, поэтому его называют «хамелеоном рок-музыки». При этом Боуи удается сохранять собственный узнаваемый стиль, успешно совмещая его с актуальными музыкальными направлениями. Боуи считается новатором, в частности, благодаря своим работам 1970-х. Он оказал влияние на многих музыкантов, известен своим характерным голосом и интеллектуальной глубиной созданных им работ.
Выпустив в первые годы своей деятельности альбом David Bowie и несколько синглов, Дэвид Боуи тем не менее стал известен широкой публике лишь осенью 1969 года, когда его песня «Space Oddity» достигла первой пятёрки в британском хит-параде. После трёх лет экспериментов он вновь появился на публике в 1972 год во время расцвета глэм-рока, создав яркий, андрогинный образ персонажа по имени Зигги Стардаст. Его хит-сингл «Starman» из знаменитого альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars вошёл в первую десятку хит-парада Великобритании. В период относительно недолгого использования образа Зигги Стардаста Боуи часто применял музыкальные инновации и необычные визуальные постановки.
В 1975 году Боуи добился первого крупного успеха в Америке с синглом номер один «Fame», написанным в соавторстве с Джоном Ленноном, и хит-альбомом Young Americans, стиль которого певец описал как «пластиковый соул» (англ. plastic soul). Звук альбома представляет собой радикальный сдвиг в музыкальном стиле Боуи, который первоначально оттолкнул многих британских фанатов певца. Затем он оправдал ожидания своего лейбла и американских поклонников, выпустив минималистский альбом Low (1977) — первый из трёх дисков так называемой «Берлинской трилогии Боуи», записанных совместно с Брайаном Ино в течение последующих двух лет. Все три альбома вошли в пятёрку лучших хит-парада Великобритании и на долгое время снискали крайне положительные отзывы критиков.
После неустойчивого коммерческого успеха в конце 1970-х Боуи вновь появился на первом месте в британских чартах в 1980 году с синглом «Ashes to Ashes» и альбомом Scary Monsters (and Super Creeps). В 1981 году он вместе с группой Queen записал «Under Pressure» — ещё один сингл, добравшийся до вершины британского чарта. Новый пик коммерческого успеха Боуи пришёлся на 1983 год, в котором был выпущен альбом Let’s Dance, включавший такие хиты, как «Let’s Dance», «China Girl» и «Modern Love». На протяжении 1990-х и 2000-х Боуи продолжает экспериментировать с музыкальными жанрами, в том числе играя в стилях белый соул (англ.)русск., индастриал, AOR и джангл. Его последним студийным альбомом стал Reality (2003), в поддержку которого Боуи провёл Reality Tour и выпустил DVD.
В 2000 году еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов различных стилей и направлений. Вопрос был только один: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на Ваше собственное творчество?» По результатам опроса самым влиятельным музыкантом столетия был признан Дэвид Боуи. Боуи добился признания в том числе и как киноактёр; среди самых известных его ролей — инопланетянин Томас Джером Ньютон в «Человеке, который упал на Землю» (награждён американской кинопремией «Сатурн»), вампир Джон в «Голоде», король гоблинов Джарет (англ.)русск. в «Лабиринте».
В 2002 году в опросе Би-би-си «100 величайших британцев» Боуи занял 29-е место. На протяжении своей карьеры он продал более 136 миллионов пластинок, тем самым войдя в десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании. Шесть его альбомов входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone (причём первые три из них вышли подряд в период с 1972—1973, остальные три — в 1976—1977 годы). В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39-е место в списке «100 величайших исполнителей рок-музыки всех времён» и на 23 место в списке «100 величайших вокалистов всех времен».
Биография
Дэвид Боуи всегда впереди культурной волны. Ему часто подражают, он устанавливает новые стили, но больше, чем коммерческими успехами в какой- то отдельной области, он известен своим влиянием на все новые и новые поколения музыкантов - от металлистов до рокеров, от панков до музыкантов новой волны, от исполнителей диско до сторонников электронной музыки.
По мере роста от простого исполнителя народной музыки до высот рока Боуи прошел три десятилетия карьеры, в течение которой не раз отодвигал музыкальные границы, подтверждая статус "рок-звезды".
У Дэвида Джонса было тяжелое детство в одном из беднейших кварталов Лондона. Отец, публицист, и мать, работающая в передвижном театре, не оформляли брак до тех пор, пока не родился сын - по условиям того времени и той среды сам по себе скандальный факт; брата госпитализировали в психиатрическую клинику; драка в подростковом возрасте вызвала серьезное повреждение глаза. С другой стороны постоянное увлечение музыкой в семье поощрялось. Джонсы слушали пионеров рока Чака Берри, Фэтса Домино, Элвиса Пресли. Дэвид учился игре на гитаре, позже на саксофоне (во время обучения в Техническом колледже). Ко времени начала краткой карьеры актера в коммерческом театре он уже сочинял песни.
Вскоре после этого он организовал свою первую группу R & B под названием "Davie Jones и King Bees". Эта группа и две последующие "Manish Boys" и "Lower Third" добились популярности лишь у местной аудитории, так и не дождавшись широкого признания, как многие из их современников. Тогда Дэвид Джонс, недовольный отсутствием успеха, решил взять псевдоним Дэвид Боуи, чтобы его не путали с ведущим вокалистом группы "Monkeys" и записал свой первый альбом под названием "Мир Дэвида Боуи" (1967). Этот альбом в стиле кокни, вызвал некоторые сравнения с музыкой английского композитора Энтони Ньюли ("What Kind Of Fool Am I?"), но в целом внимания критики не удостоился. Боуи покинул музыкальную сцену, углубился в буддизм, играл в местном театре и провел более двух лет в труппе мимов Lindsay Kemp.
В это время Боуи знакомится с Анджелой Барнет, в 1970 году они поженятся. Барнет убедила одного из своих друзей на студии Mercury Records сделать несколько записей Боуи. В результате в 1969 году вышел сингл "Space Oddity", вскоре появился альбом с тем же названием (в Штатах он получил название "Man of Words/Man of Music"). Сингл, название которого стало названием альбома, стал первым хитом Боуи - на BBC его крутили даже во время высадки на Луну. Успех композиции оказался оправдан. Следующий альбом в стиле тяжелый рок "The Man Who Sold the World" ("Человек, продающий мир") вышел в 1970 году. Хотя фотография Боуи, одетого в платье, на обложке альбома вызвала недоумение, и в целом альбом встретили прохладно, музыкант привлек внимание посвященных слушателей и надеялся на будущее. (Некоторые критики обратили внимание на пластинку - особенно, на гитару Мика Ронсона, впервые употребив термин "heavy metall"). Боуи отправился в свое первое турне по Америке с рекламой своего альбома.
Коммерческий успех обошел стороной и следующий альбом Боуи под названием "Hunky Dory" (1971). Отмечен он частичным возвращением к прошлому и данью творчеству Боба Дилана и Энди Уэрхола. (В этот же год Анджела родила сына, которого назвали Зоуи Дункан Хейвуд Боуи). Почти сразу после "Hunky Dory" вышел альбом, сделавший Боуи легендой: "The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars" (1972). Альбом, составленный из глубокомысленных композиций о человекоподобном космическом рок-мессии, уничтоженном фанатизмом своих адептов, и сопутствующий его выходу рекламный тур породили легионы последователей и подражателей Боуи. В этот период бурного признания Боуи стал обсуждать природу своей сексуальности с прессой, и его спорное поведение одновременно подогревало и затмевало зарождающийся интерес к его музыке.
Боуи продолжал выпускать альбом за альбомом. В течение двух лет он выпустил концептуальный "Alladin Sane"(1973), ностальгический свинговый "Pin Ups"(1973), грустный "Diamond Dogs" (1974) и концертный альбом "David Live" (1974). Между этими альбомами он нашел время для работы с такими заметными фигурами в мире рока, как Лоу Рид, для которого он задумал композицию "Walk on the Wild Side". В 1975 году Боуи впервые вышел на первое место в хит-парадах Америки с композицией "Fame" (написана совместно с Джоном Ленноном) из альбома "Young Americans". В том же году он перебрался в Лос-Анджелес для съемок в фантастическом фильме режиссера Николаса Роэга "The Man Who Fells To Earth". После завершения работы над фильмом он записывает "Station To Station" (1976) и перебирается в Берлин, где создает три новаторских альбома - "Low" (1977), "Heroes"(1977) и "Lodger" (1979). Руководит работой пионер электронной музыки Брайан Эно. Во время пребывания в Берлине Боуи преодолел серьезное увлечение наркотиками. В 1980 году он разводится с женой, опека над сыном переходит к Анджеле Барнет.
Сенсация 70-х вновь всплывает в 80-х с легендарным синглом "Under Pressure". Это совместная работа с группой "Queen". В 1983 году выходит альбом "Let"s Dance". Альбом представляет приятные на слух композиции "Modern Love" и "Let"s Dance". Бывший Ziggy Stardust завоевывает новое поколение поклонников. В этот период Боуи очень занятой человек. Он появляется в Бродвейской постановке "The Elephant Man", на экране с Катрин Денев в фильме "The Hunger"("Голод") (1983), с Томом Конти в "Merry Christmas, Mr. Lawrence" (1983). В 1985 году он выступает в концерте Live Aid и исполняет композицию Martha и Vandellas "Dancing in the Street" вместе с Mиком Джаггером, которая попадает в горячую десятку Америки. Популярность Боуи пошла на спад после выхода альбомов "Tonight" (1984) и "Never Let Me Down" (1987). Им так и не удалось поразить слушателей. Тем не менее, поклонники толпами шли на шоу Дэвида Боуи "Glass Tour", с которым он с успехом проехал по всему миру. По слухам, постановка обошлась в 20 млн. долларов.
В конце 80-х Боуи отступил от сольной карьеры и создал квартет "Tip Machine". Обдирающее слух звучание двух альбомов группы (1989 и 1991) не способствовало большому успеху, и вскоре группа канула в Лету. В 1992 году Боуи женился на хрупкой темнокожей модели Иман. В следующем году он возобновляет сольную карьеру и выпускает альбом "Black Tie, White Noise". В альбоме 1995 года "Outside" он вновь работает с Брайаном Эно. Не столько коммерческий успех альбома, сколько его содержательность и мировое турне 1996 года подтвердили, что переменчивый экспериментатор остается талантом вне музыкальных границ. Боуи отметил свое 50-летие в январе 1997 года концертом всех звезд в Madison Square Garden и выпуском "Earthling".
Карьера в кино
Первой главной ролью Дэвида стала работа в фильме «Человек, который упал на Землю» (1976), где он сыграл персонажа по имени Томас Джером Ньютон (англ. Thomas Jerome Newton) — пришельца с планеты, которая погибает от недостатка воды, эта роль получила признание критиков (в частности, его наградили кинопремией «Сатурн»). В фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» (1979), англо-немецкой постановке режиссёра Дэвида Хеммингса (англ.)русск., Боуи сыграл одну из главных ролей, прусского офицера Поля фон Призгодски (англ. Paul von Pryzgodski), вернувшегося с Первой мировой войны в то время, когда его уже несколько месяцев все считали погибшим, через какое-то время он встречает в кабаре своего бывшего однокурсника, который занимается тем, что работает в «полку» некой баронессы фон Семеринг (Марлен Дитрих) и занимается развлечением пожилых богатых дам, попросту говоря, является жиголо. С помощью него Поль знакомится с баронессой.
В 1980-х Боуи продолжал сниматься в кино, а также играл в бродвейской постановке «Человек-Слон (англ.)русск.» (1980-81). В 1981 году он появился в эпизодическом камео в фильме «Christiane F», темой которого была история юной наркоманки из Западного Берлина. Боуи также исполнил главную роль в фильме «Голод» (1983), вместе с Катрин Денев и Сьюзан Сарандон. В фильме Боуи и Денев — вампиры-любовники, героиня Денев сделала его вампиром несколько столетий назад. В то время как она является действительно нестареющей, он обнаруживает к своему ужасу, что хотя он и бессмертный, он может все ещё стареть и быстро превращается в жалкого, чудовищного старика на протяжении фильма. В фильме Нагисы Осимы «Весёлого Рождества, мистер Лоуренс» 1983 года, основанном на романе Лоренса ван дер Поста «The Seed and the Sower», Боуи играл майора Джека Силлирса (англ. Major Jack Celliers), военнопленного в японском лагере для интернированных. Другой известный музыкант Рюити Сакамото играл командира лагеря, авторитет которого был подорван причудливым поведением Силлирса. Боуи сыграл камео в роли The Shark, в фильме «Жёлтая борода» в 1983 году, пиратской комедии, снятой некоторыми участниками Монти Пайтона, и исполнил небольшую роль убийцы, Колина Морриса, в фильме «В ночи» в 1985 году. В это же время Боуи было предложено сыграть злодея Макса Зорина (англ.)русск. в очередном эпизоде бондианы «Вид на убийство» (1985), но он отказался от роли, заявив — «я не хочу тратить пять месяцев наблюдая, как мой дублёр падает с гор» (англ. «I didn’t want to spend five months watching my stunt double fall off mountains»).
«Весёлого Рождества, мистер Лоуренс» произвёл впечатление на некоторых критиков. Его следующий проект, рок-музыкальный фильм «Absolute Beginners» (1986), разочаровал критиков и не был успешен в прокате. В том же году он снялся в фильме-фэнтези Джима Хенсона «Лабиринт», сыграв роль короля гоблинов Джарета. Появляясь сильно загримированным в парике, похожем на гриву, Боуи спел несколько новых песен, сочинённых специально для фильма. Боуи сыграл Понтия Пилата в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Его какое-то время рассматривали на роль Джокера в фильме Тима Бёртона и Сэма Хэмма (англ.)русск. «Бэтмен» в 1989 году. Хэмм прокомментировал: «Дэвид Боуи выглядел бы аккуратным, потому что он очень забавен, когда играет антагонистов». Роль в итоге досталась Джеку Николсону.
В девяностых годах Боуи изображал разъяренного служащего ресторана, антипода Розанны Аркетт в фильме «История с ограблением» (1991), и играл таинственного агента ФБР Филиппа Джеффриса (англ.)русск. в фильме Дэвида Линча «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992). Он получил небольшую, но важную роль Энди Уорхола в биографическом фильме «Баския (англ.)русск.» в 1996 году, художника/режиссёра Джулиана Шнабеля, о художнике Жане-Мишеле Баския. В 1998 Боуи исполнил одну из главных ролей в итальянском фильме под названием «Мой Дикий Запад (англ.)русск.» (первоначально назывался «Il Mio West»). В нём Дэвид играет самого опасного стрелка в регионе. Однако фильм не был выпущен в Соединенных Штатах до 2005 года. В 1998 году увидел свет фильм «Бархатная золотая жила», драма Тодда Хейнса об эпохе британского глэм-рока 1970-х. Сюжет фильма полностью вымышленный, однако при создании образов главных героев Брайана Слейда и Курта Уайлда режиссёр фильма отталкивался от фигур музыкантов Дэвида Боуи и Игги Попа, которых сыграли Джонатан Рис-Майерс и Юэн Макгрегор соответственно. Название фильм получил по заглавию песни Боуи «Velvet Goldmine».
Дэвид Боуи о ролях в кино
Мне часто предлагают роли в плохих фильмах. И, в основном, это какие-то бесноватые пидоры, трансвеститы или марсиане.
Интервью журналу Esquire
Прежде, чем появиться в телесериале «Голод (англ.)русск.» (1997), основанном на одноименном фильме 1983 года, Боуи был приглашен музыкантом Голди сыграть роль стареющего гангстера по имени Берни в фильме «Понты (англ.)русск.» (1999), вдохновленном фильмом Эндрю Гота (англ. Andrew Goth) «Брайтонская скала (англ.)русск.». Боуи снялся в роли соседа неизлечимо больного двенадцатилетнего парня в фильме «Mr. Rice’s Secret» 2000 года. В 2001 году Боуи появился в камео в фильме «Образцовый самец», исполнив роль судьи фэшон-соревнования между персонажем Бена Стиллера Zoolander и персонажем Оуэна Уилсона Hansel.
В 2006 году Боуи сыграл вместе с Кристианом Бэйлом и Хью Джекманом в фильме «Престиж» режиссёра Кристофера Нолана, исполнив роль Николы Теслы. Сюжет повествует о жестоком противостоянии между двумя фокусниками на рубеже XIX—XX веков. Боуи озвучивал отрицательного героя анимационного фильма «Артур и минипуты» — могущественного императора Урдалака. Он также появился в камео на шоу «Extras (англ.)русск.». Боуи (в рамках шоу) импровизировал и спел насмешливую песню главного персонажа Энди Миллмана (англ.)русск., сыгранного Рики Джервэйсом. Кроме того, он озвучивал персонажа «Lord Royal Highness» в продолжении мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны», анимационном фильме «Губка Боб Атлантические Штаны». Его последний кинопроект представляет собой вспомогательную роль Ogilvie в новом фильме «Август (англ.)русск.», режиссёра Остина Чика (англ.)русск. (наиболее известного по постановке и сценарию романтической драмы «XX/XY» 2002 года), в котором также снялись Джош Хартнетт и Рип Торн (с последним Боуи уже играл в фильме «Человек, который упал на Землю»).
Семья и личная жизнь
Боуи познакомился со своей первой женой, моделью Анджелой Барнетт в 1969 году. По словам Боуи, они были «чертовски очень похожи» (англ. «fucking the same bloke»). Считается, что любовь Анджелы к моде и эпатажу оказала существенное влияние на раннюю карьеру Боуи и обретение им известности. Они поженились 19 марта 1970 в офисе регистрации бракосочетаний города Бромли (англ.)русск. (графство Кент, Англия), где она взяла его фамилию.
Ходили многочисленные слухи, что именно в честь супруги Боуи Мик Джаггер написал балладу «Angie», из альбома Rolling Stones Goats Head Soup, хотя сам он это отрицал.
Их единственный сын родился 30 мая 1971 года. Он был назван Zowie (позже, Zowie предпочитал быть известным как Джо/Джоуи, хотя теперь он вернулся к своему оригинальному имени, данному при рождении — «Данкан Зоуи Хейвуд Джонс») и стал кинорежиссёром («Луна 2112»). Рождение сына вдохновило Боуи написать песню «Kooks» из альбома Hunky Dory.
Дэвид и Анджела разошлись после десяти лет брака, разведясь 8 февраля 1980 года в Швейцарии. Развод был признан в качестве компромиссного решения для обеих сторон.
В апреле 1992 года Боуи женился на модели Иман Абдулмаджид, венчание прошло во Флоренции, в церкви Св. Джеймса. Свадьба имела большой размах, состоятельным туристам до сих пор предлагают номера в отеле с видом на церковь, где венчались Дэвид и Иман. Дэвид Боуи сам написал музыку для торжественной церемонии. «Нам так повезло, что мы повстречались именно в тот момент, когда были нужны друг другу», — вспоминал певец позже. — «Она — невероятно красивая женщина, но это лишь одна сторона. Она отличный человек и чудесная мать…».
15 августа 2000 года у супругов родилась дочь, девочку назвали Александрия Захра (а дома её теперь называют просто Лекси), вместе они проживают на Манхэттене и в Лондоне. «Теперь я снова папа!» — радостно заявляет музыкант, — «Что может быть лучше этого?». «Лекси полностью изменила мою жизнь! Мы играем, я читаю ей перед сном — это так здорово! Я наслаждаюсь каждой секундой нашего общения… Наверное, я говорю совершенно банальные вещи, характерные для любого отца — но это так!». Взрослые дети от первых браков хорошо восприняли свадьбу родителей и появление маленькой сестренки. Дэвид особенно рад тому, что смог сохранить хорошие отношения с сыном: «Относительно сына у меня много сожалений. Я взял его под опеку, когда ему было шесть лет, а до тех пор его родителем была няня. Я же был тогда не в порядке… Но все разрушенные мосты починены. Я благодарю судьбу, что у нас теперь нормальные, близкие отношения».
Боуи жил в Швейцарии между 1976 и 1998 годами. Он проживал в большом шале в г. Блоне до 1982 и затем переехал в резиденцию начала двадцатого века, т. н. Сигнальный замок (фр. Château du Signal) в Лозанне.
Сексуальная ориентация
Андрогинность сценических образов молодого Боуи подогревали слухи о его бисексуальности. Музыкант подтвердил их в интервью журналу Melody Maker в январе 1972 года, одновременно с созданием образа Зигги Стардаста[61]. В интервью «Плейбою» в сентябре 1976 года Боуи сказал: «Это правда — я бисексуален. Но не могу отрицать, что я извлёк из этого немало выгоды. Полагаю, это лучшее, что могло со мной произойти».
Позже в интервью Rolling Stone (1980) он дистанцировался от этих слов, назвав своё признание в бисексуальности «самой большой ошибкой, которую когда-либо совершил». В 1993 году он говорил, что всегда был «скрытым гетеросексуалом» и что его интерес к гомо- и бисексуальной культуре были в большей степени продуктом времени, чем проявлением его собственных чувств. Боуи констатировал: «Я вовсе не чувствовал себя в своей тарелке».
Уже по-другому Боуи оценивал это в интервью 2002 года журналу Blender. Ему был задан вопрос: «Однажды вы сказали, что признание в бисексуальности было „самой большой ошибкой в вашей жизни“. Вы до сих пор так считаете?». Он ответил:
Интересно. [Долгая пауза] Я не думаю, что это было ошибкой в Европе, но в Америке это было намного безрассудней. У меня не было проблем с людьми, знавшими, что я был бисексуален. Но у меня не было никакого желания держать какие-то плакаты или быть представителем какой-то группы людей. Я знал, кем хотел быть — автором песен и артистом, и я чувствовал, что бисексуальность была моим «знаменем» здесь слишком долго. Америка — весьма пуританское место. Полагаю, это помешало мне реализовать массу того, о чём я мечтал.
Общественная деятельность
В 1970-х Боуи вызвал полемику некоторыми своими радикальными политическими комментариями, заявив, что Англия могла бы извлечь пользу от фашистского лидера и что «Адольф Гитлер был одной из первых рок-звёзд». Такие комментарии были одним из основных источников мотивации для лейблов, чтобы создать компанию «Рок против расизма». Вскоре Боуи заявил, что отказывается от своих слов; он утверждал, что был в те дни слишком увлечён оккультизмом, Ницше и Обществом Туле и, кроме того, постоянно находился под воздействием наркотиков. «Я сделал два-три поверхностных, театральных заявления о британском обществе; единственное, что могу теперь противопоставить им, — это заявление о том, что НЕ являюсь фашистом», — говорил он уже в 1977 году.
В сентябре 2007 года он сделал взнос в размере $10 000 в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения[155] для правозащитного фонда Jena Six (англ.)русск., чтобы помочь оплатить счета шести чернокожих подростков, арестованных и обвинённых в преступлениях, связанных с их участием в нападении на белого подростка в г. Йена, штат Луизиана.
Общественное мнение
В 2000 году в результате опроса, в котором приняло участие свыше 190 тысяч человек, песня «Under Pressure» заняла десятое место в списке лучших песен тысячелетия .
В 2009 году немецкий учёный Петер Йегер (нем. Peter Jäger) открыл новый редкий вид пауков и решил назвать его в честь Дэвида Боуи. Представитель вида, получившего название Heteropoda davidbowie, был обнаружен исследователем в Малайзии. По словам арахнолога, на это его вдохновили турне Боуи Glass Spider и песня Ziggy Stardust.
В результате опроса, проведённого британской радиостанцией Planet Rock, Дэвид Боуи занял 11-е место в списке «40 величайших рок-вокалистов всех времён».
«Без Дэвида Боуи популярной музыки не существовало бы» — Моби, 2002 год.
Телеканал VH1 поставил Боуи на 7 место в списке «100 величайших артистов всех времён».
В опросе компании Zippo, целью которого было выявить самых влиятельных музыкантов последних 50 лет, Боуи занял четвёртое место, уступив только группам The Beatles, Queen и Rolling Stones.
Музыка Боуи в кино
Ниже приведён список самых упоминаемых песен Боуи в саундтреках полнометражных кинофильмов, а также телесериалов и видеоигр:
Under Pressure (29)
«Heroes» (20)
Let’s Dance (16)
Rebel Rebel (12)
Changes (10)
Fame (10; включая версию 1990 года)
Life on Mars? (10)
Ice Ice Baby (9) — хит американского рэпера Vanilla Ice, в котором был использован сэмпл из «Under Pressure», совместной работы Боуи и Queen.
Space Oddity (9)
Suffragette City (8)
Награды и номинации
Песня «Space Oddity», обеспечившая в 1969 году коммерческий прорыв для Боуи, была награждена специальной премией Айвора Новелло. За роль в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю» 1976 года он получил премию «Сатурн» в номинации «Лучший киноактёр». В последующие десятилетия он был удостоен многочисленных наград за свою музыку и видеоклипы, завоевав, в частности, две премии «Грэмми» и две BRIT Awards.
В 1999 году Боуи был награждён Орденом искусств и словесности командорской степени от французского правительства. В том же году он получил степень почётного доктора от музыкального колледжа Беркли. В 2000 году Боуи отказался от британской награды Командора Британской империи и титула рыцаря в 2003 году, заявив: «Я никогда не предполагал получить что-либо подобное. Я серьёзно не знаю, для чего он нужен. Это не то, ради чего я всю жизнь работал».
За свою карьеру Боуи продал около 136 миллионов альбомов. В Великобритании ему вручили 9 платиновых, 11 золотых и 8 серебряных сертификатов, а в Соединённых Штатах — 5 платиновых и 7 золотых. В 2002 году он занял 29-е место в списке «Ста величайших британцев». В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39-е место в списке «100 величайших исполнителей всех времён» и на 23-е среди лучших вокалистов всех времён.
17 января 1996 года Дэвид Боуи был включён в Зал славы рок-н-ролла.