"Золотой теленок" на ОРТ

Золотой теленок, Россия, 2005

Режиссер: Ульяна Шилкина

Автор сценария: Илья Авраменко

Продюсер: Рубен Дишдишян

В ролях: Олег Меньшиков, Никита Татаренков, Алексей Девотченко, Леонид Окунев, Дмитрий Назаров, Михаил Ефремов, Инга Оболдина, Ольга Красько, Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Евгений Стычкин, Карен Бадалов, Александр Семчев, Алена Бабенко, Кахи Кавсадзе и др.

Многосерийный телефильм

Идеи, как известно, носятся в воздухе. Если богатый бюджетный госканал ставит на классику и пуляет по две серии в прайм-тайм, то его конкуренту скрепя сердце приходится делать аналогичные "подарки" зрителю. Именно таким образом стартовал со вторника на "Первом канале" многосерийный "Золотой теленок". И, прямо скажем, не порадовал.

Вроде бы все хорошо, все учли и предусмотрели продюсеры и начальство телевизионное. И то, что многосерийного "Теленка" еще не было, зато были "12 стульев". И актера какого пригласили – самого Олега Меньшикова! И денег нашли на воссоздание эпохи, а не все в телевизионном павильоне снимали, как пришлось некогда Марку Захарову. И придумали снимать по "полной версии" романа – о чем я скажу чуть ниже. Одного не учли. В кино ведь как? Это зрители совсем уж малые да недалекие думают, что Петросян себе сам тексты пишет, и почитают его главным шутником планеты, а если фильм со Шварценеггером, значит, он сам и снимал.

А в кино так, что главный на площадке – Режиссер, он же и есть автор получившегося продукта. Как оркестр, пускай даже из одних мегазвезд составленный, не сможет играть без дирижера, так ни один сценарий, пусть даже по самому любимому произведению, прямо по тексту поставленный и с кучей актеров-профессионалов, без режиссерской концепции – пшик и ничего больше. Что такое эта концепция, разговор отдельный. Она может и не всем безоговорочно нравиться, но ее полное отсутствие действует на фильм, как мертвая вода.

В нашем случае произошло самое банальное: продюсеры ошиблись в выборе главного человека на съемочной площадке. Что мы знаем об Ульяне Шилкиной, кроме того, что она, как утверждают те, кто заказывал эту музыку, "любимая ученица Хотиненко" и девушка из ВГИКа? А и не можем знать ничего, ибо перед нами дебютантка. Сняла до этого лишь дипломный ролик и растворилась в тумане на пять лет. Пока не пришел звездный час: "Золотой теленок", Меньшиков – сразу в дамки. А что, некоторые стартовали из небытия в классики, правда в основном речь шла о гениях, вроде Чаплина или Эйзенштейна... Хотя вот Кира Муратова, наш знаменитый режиссер и тоже, кстати, представительница прекрасной половины, выступила с дебютом именно так: сразу – и в историю кино. Итак, не важно, кто, где и у кого учился и чей любимчик, смотреть надо по плодам...
Ну и что мы видим на экране в данном случае? Какова, так сказать, режиссерская концепция у женщины-режиссера по имени Ульяна Шилкина? А ответ прост – вовсе никакой.

Ее Бендер–Меньшиков с разной степенью точности копирует манеру и интонации одновременно всех предшественников, не привнося ничего своего, кроме не сползающей с лица ухмылки. А мог бы, актер даровитый. Ее Шура, Паниковский. Козлевич – невесть откуда и как попавшие в кадр разнородные персонажи, играющие кто в лес, кто по дрова. То есть Назаров–Козлевич на голову выше по уровню мастерства, чем куда более важные для повествования малоизвестные Окунев–Паниковский и Татаренков–Балаганов. И это заметно в каждой сцене. Бенефис Меньшикова, что ли, снимался? А не рано ему? Или думали, не дай бог, что михалковского любимца сосунки переиграют?

Михаил Швейцер не боялся приглашать в свой фильм великих актеров на второстепенные роли, хотя разве можно назвать такой роль Паниковского, которую создал Гердт? А Корейко? Гениальный Евстигнеев в знаменитом фильме притягивал внимание не меньше, чем Юрский, в этом и была пресловутая "режиссерская концепция" мастера.
Что мы имеем с гуся? Один тусовочно-гламурный милашка-протагонист, у которого на подтанцовке куча полуизвестных, запуганных сиянием главного героя актеров, обычно в сериалах изображающих "мертвых немцев" или, в лучшем случае, ментов и бандитов. Это не значит, что актеры-эпизодники все плохи. Вовсе нет. Алексей Девотченко, которому так удаются роли сериальных маньяков, сам по себе хорош. Но только не в роли подпольного миллионера, влюбленного одетую под девочку и в совершенно дурацком парике Ольгу Красько, героиню одной фандоринской киносерии. В общем, не в кастинге тут дело, а в полнейшей профессиональной беспомощности режиссера. Не умеем мы пока с актерами работать, они не играют, а тексты произносят всем известные. Плохо нас Хотиненко, стало быть, научил. Да с него какой спрос?

Еще одна фишка, которой хотели удивить публику: дескать, перед нами наконец-то не купированная версия знаменитого романа. Увы, это, возможно, хорошо бы сработало в случае "12 стульев", который был примерно на четверть цензурирован. В "Золотом теленке", как известно (обе книги в научном издании без купюр изданы в конце 1990-х под редакцией М.Одесского и Д.Фельдмана), Ильф и Петров написали только альтернативный финал, в чем мы, видимо, сможем убедиться в сериале. Звучит последняя фраза буквально так: "Перед ним стояла жена". Все, никаких таких девиаций смыслов и чего-либо, о чем можно говорить, как в случае первого романа, тут нет и в помине. Пиар-с.

И последнее, о чем хочется сказать. Нравится – не нравится, дело вкуса. Удивляет лишь одно: господа выпускники, зачем же сразу – и "на Вильяма нашего Шекспира"? Меньшиков, вроде бы, в черном пиаре не нуждается, да и режиссеров покруче выпускницы хотиненковской мастерской, кажется, найти уже можно. Ну, хотя бы с каким-то, пусть не гениальным, но просто своим, не компилированным видением, с чуть большим культурным опытом, что ли.

А если все отказываются – не повод ли это шибко призадуматься?

Ильф и Петров – вполне себе культовые писатели и будут ими всегда; как-то странно на них выпускать беспомощное дитя. Мультиками одними тут не отделаешься, хотя ход, конечно, что и говорить, – новаторский. Цитаты из Эйзенштейна, опять же, но флажок на корабле в красный цвет кто только не красил, даже Спилберг умудрялся.
В общем, оценивать это кино, сериал то бишь, можно только с позиций личного вкуса. Как об артефакте киноискусства и даже массовых развлечений тут говорить не приходится. Я бы даже не стал рекламировать этот фильм, но налицо конкуренция на главных телеканалах по части классического наследия. С этой точки зрения приходится констатировать, что против "Идиота", "Мастера и Маргариты" и "В круге первом" на РТР пока выставлен "Есенин" и вот это на "Первом"... И счет пока – 3:0.

Обсудить телефильм можно на форуме нашего сайта, заходите по ссылке, ждем ваших комментариев:

Форум "Золотого теленка"
2006-02-01